Культурный дневник школьника Саратовской области

О КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Майские указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования) акцентируют внимание учительства на воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций. В рамках этого направления разработан «Культурный дневник школьника Саратовской области», являющийся одним из механизмов практической реализации указа (далее – Культурный дневник).
1. Культурный дневник ориентирован на выстраивание:
  • новых форм сотрудничества семьи и школы;
  • системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, России, изучению краеведения с использованием творческих форм и возможностей областных, муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров;
  • на формирование личностей мотивированных школьников с активной социальной позицией.
2. Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.
3. Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных ФГОС (разных ступеней образования). Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной (или при некоторой помощи взрослых) деятельности школьника, ключевым моментом которой является уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
4.Культурный дневник может быть использован в рамках внеурочной деятельности, в контексте деятельности объединений, кружков духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного направлений внеурочной деятельности, а также в воспитательной деятельности. «Дневник» предполагает как самостоятельную деятельность школьника, так и его совместную деятельность со взрослым (учителем, воспитателем группы продленного дня, родителем). Организацию работы обучающихся по ведению Культурного дневника могут также осуществлять классные руководители. Посещение историко-культурных мест и культурно значимых объектов может быть включено в план воспитательной работы класса. Кроме того, Культурный дневник может быть использован в воспитательной работе образовательной организации в качестве системообразующего дела всей школы, которому подчинены различные воспитательные мероприятия. Культурный дневник заполняется в электронной форме как самостоятельно школьником, так и при помощи родителя в любой последовательности.
5.Отличительной особенностью Культурного дневника является наличие Карты культурных и памятных мест, посещенных учениками всего класса. Такая Карта заполняется инициативным школьником или учителем (классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, родителем) по результатам анализа индивидуальных карт всех дневников учащихся класса.
6.Запуск культурно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» будет осуществляться посредством регионального сетевого марафона «Культурный код». Реализация данного культурно-образовательного проекта будет сопровождаться проведением региональных конкурсных мероприятий: «Самый культурный класс», «Самый культурный ученик», «Самая культурная семья».
7. Культурный дневник включает в себя следующие разделы:
  1. раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры города Саратова и Саратовской области.
  2. раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.
  3. раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.
  4. раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящем свое воплощение в различных жанрах.
  5. раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.
  6. раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека).
  7. раздел «Туристические тропы» предлагает школьникам совершить знакомство с природными памятниками Саратовской области.
  8. раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.
  9. раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.
Каждый раздел Культурного дневника структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В него вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.

ШКОЛЬНЫЕ НОВОСТИ:

«Моя Россия – Моя Москва»

При поддержке Министерства культуры РФ, в рамках реализации национальной программы развития детского туризма, культурно-просветительской программы «Моя Россия - Моя Москва» в период с 30 сентября по 02 октября 2021г. 18 обучающихся 7-11 классов МАОУ СОШ № 25 бесплатно отправились в путешествие и провели 3 незабываемых дня в столице нашей Родины.
Наш поезд прибыл на Павелецкий вокзал ранним утром 30 сентября, и началось увлекательное путешествие. В ходе первой обзорной экскурсии по Москве школьники познакомились с красавицей-столицей. Под рассказ гида дети проехали по Тверской улице и другим историческим улицам, бульварам и набережным, мимо сталинских высоток и Большого театра, увидели Дом Правительства Российской Федерации, здание Государственной Думы, Триумфальную арку, университет имени М.В. Ломоносова, высотки современного делового района «Москва-Сити», Воробьевы горы с парком на склоне над Москвой-рекой.
Далее пешеходной экскурсией прошли по Старому Арбату, одной из старейших улиц Москвы. Упоминание о Старом Арбате начинается с XVI века. Сначала на Арбате селились ремесленники и купцы, а с XVIII века здесь жили дворяне и творческие люди: Пушкин, Рахманинов, Скрябин, Гоголь, Толстой, Салтыков-Щедрин, Чехов. Сейчас Арбат – пешеходная улица художников, уличных музыкантов, ресторанчиков и сувенирных лавок.
После Арбата посетили экскурсию по «Москва-Сити» - современному деловому району:  совершили прогулку по торгово-пешеходному мосту «Багратион», осмотрели комплекс «Москва-Сити» на уличной площадке между башней «Империя» и комплексом «Город столиц». Отправились на экскурсию в Музей «Москва-Сити» - единственный музей высотного строительства Москвы. Он расположен на смотровой площадке 56 этажа, откуда нам открылся захватывающий вид на «Москва-Сити». Здесь, на высоте 215 метров, мы узнали, как Москва росла вверх: посмотрели на столицу с самой высокой точки города 1867 года, своими глазами увидели утопические проекты советских архитекторов и прообразы современных небоскребов. Часть экспозиции посвящена истории создания «Москва-Сити» и знакомит с 20 небоскребами комплекса — именами, историей создания, архитектурными и техническими особенностям. Кем был придуман деловой район Сити, как он строился, какие башни будут построены, а какие останутся на бумаге.
В 16.00 после обеда в ресторане «Бакинский Бульвар», отправились на экскурсию в музей Л.Н. Толстого в Хамовниках. Это старинная московская усадьба 1805 года. Лев Николаевич Толстой купил ее в 1882 году, и его семья проживала здесь зимой 19 лет. В усадьбе точно воссоздана атмосфера жизни Толстых: дом и окружающие постройки. В хамовническом доме писатель создал около ста произведений, в том числе роман «Воскресение», повести «Крейцерова соната», «Отец Сергий».
Поздним вечером отправились в гостиницу «Измайлово-Гамма», где нас ждали великолепные номера и ужин «Шведский стол».
На следующий день, после завтрака в гостинице, мы отправились пешеходной экскурсией по Замоскворечью: в этом старинном районе ощущается дух старой Москвы. До переноса столицы в Санкт-Петербург в 1713 году здесь располагались поселения ремесленников, что отразилось в названиях улиц – Кадашевские, Толмачевские, Новокузнецкие переулки, Кожевническая улица. С течением времени Москва росла, и в XVIII – XIX вв ремесленный район превратился в купеческий с богатыми усадьбами, церквями и монастырями разных архитектурных стилей.
Далее была незабываемая экскурсия по Третьяковской галерее – самой богатой коллекции русского искусства: от домонгольских икон до пейзажной и исторической живописи, шедевры мирового значения. Ребята увидели знаменитые картины Васнецова, Крамского, Шишкина, Репина, Левитана, Серова.
Во второй половине дня, после обеда в ресторане, мы поехали в Мелихово (80км. от г. Москва), где посетили музей-усадьбу А.П. Чехова «Мелихово». Антон Павлович Чехов прожил здесь с 1892 по 1899 год и создал свои знаменитые пьесы и рассказы – всего более 40 произведений. Здесь же, как врач, принимал бесплатно огромное количество пациентов-крестьян, строил школы. Коллекция музея включает автографы А.П. Чехова, подлинные фотографии, мемориальные вещи.
Третий заключительный день был для нас самым насыщенным. Мы совершили пешеходную экскурсию «Красная площадь – сердце России». Ребята узнали, что появление Красной площади совпало с началом образования вокруг Москвы централизованного Русского государства. Первая площадь возле восточной стены Кремля – в годы правления Ивана III – была торговой и называлась Троицкой. А название «красивая», т.е. красная, получила в XVII в, когда здесь появились каменные купеческие палаты. Далее мы проследовали в Государственный исторический музей. Здесь история - это не теории и гипотезы, а конкретные, зримые предметы, свидетели той или иной эпохи.  В Музее Отечественной войны 1812 года мы окунулись в эпоху 1805 - 1812 годов и вспомнили события войны с Наполеоном. В музее на площади более 2 тыс. м. кв. разместились поистине уникальные экспонаты, принадлежавшие русским и французам, полководцам и обычным солдатам. Здесь былое соединяется с днем сегодняшним, раритетные вещи - с мультимедийными технологиями, а результат превосходит все ожидания: и дети, и взрослые замирали буквально перед каждой витриной.
Заключительной стала экскурсия в Российский национальный музей музыки. Музей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. Квест «Загадочные классики», проведенный с детьми, стал хорошим финалом нашего незабываемого путешествия по Москве. Во время выполнения задания таинственным образом исчезает агент Браво. Ребятам предстояло продолжить его расследование, используя оставленные им подсказки. Обучающиеся погрузились в атмосферу классической музыки и отгадали ряд музыкальных загадок, связанных с именами известных композиторов. Далее ребята услышали завораживающее звучание органа. Это единственный сохранившийся орган работы германского мастера Ладегаста. С 1868 года органом владел потомок купеческого рода Хлудовых, однако со временем инструмент пришел в негодность. Его отреставрировали в 1998 г., и вот уже несколько лет в музее музыки проходят органные концерты. На выходе из музея нам был представлен уникальный экспонат - оркестрион. Это необычный орган, в составе которого аккордеоны, саксофоны и ударные инструменты, которые без чьей-либо помощи воспроизводят прекрасные мелодии. Главным источником звука является так называемая сменная перфорированная книжка,  на которой записано одно музыкальное произведение.
Администрация МАОУ СОШ № 25, обучающиеся и родители выражают огромную благодарность Министерству культуры Российской Федерации и Министерству образования Саратовской области за незабываемые впечатления. Отдельные слова благодарности выражаем компании «ФосАгро» и АО «Апатит» за выделение денежных средств на оплату транспортных и командировочных расходов.

Страницы "Культурного дневника" обучающейся 11Б класса Лутохиной Татьяны

Страницы "Культурного дневника" обучающегося 4Г класса Миронова Семена


Итоги реализации проекта «Культурный дневник школьника» в рамках осенних каникул 2019-2020 учебного года подробнее
Итоги реализации проекта "Культурный дневник" за 2 четверть 2019-2020 учебного года подробнее
Далее мы будем продолжать опубликовывать интересные материалы со страниц "Культурного дневника" обучающихся МАОУ СОШ № 25
Страницы "Культурного дневника" обучающейся 7В класса Сергеевой Ксении (подробнее)
Страницы "Культурного дневника" обучающейся 10Б класса Кирпичниковой Юлии (подробнее)