Консультационный онлайн-марафон

«Предотвратить – значит помочь»

Уважаемые родители!
Ваш ребенок взрослеет и становится подростком, у него появляется все больше прав, но прибавляются и обязанности, возрастает ответственность за свои поступки. Вы все чаще волнуетесь за времяпровождение своего ребенка в момент, когда не можете в полной мере осуществить за ним контроль.
Шагнув за четырнадцатилетний порог, Ваш подросток поведет за собой и Вас. Чем станет для Вашей семьи возросшая ответственность за поступки – источником положительных эмоций или постоянного стресса, – зависит от многих факторов.
Что можно сделать уже сейчас для того, чтобы Вашей семьи не коснулся негативный опыт взаимодействия с правоохранительными органами, что бы подростковые годы были счастливыми? Готов ли ребенок к ответственности и чем ему помочь уже сейчас? В этих и других вопросах мы будем разбираться во время консультационного онлайн-марафона «Предотвратить – значит помочь», который пройдет с 14 по 18 декабря 2020 г.
В течение онлайн-марафона вы узнаете:
  • что такое правовая ответственность ребенка;
  • в чем разница между ответственностью малолетних и несовершеннолетних;
  • на что обратить внимание в поведении подростка;
  • как родителю психологически подготовить себя к взрослению ребенка
Что такое онлайн-марафон:
В течение пяти дней на сайте школы мы будем выкладывать полезную информацию, и отвечать на ваши вопросы. Вы можете познакомиться с материалами в удобное для вас время.
Программа онлайн-марафона:
Первая часть онлайн-марафона будет посвящена ответственности подростка.
О правах и обязанностях знают все. Но если спросить, что это такое, ответы будут самые разные. Секрет тут в том, что в этом понятии много аспектов. На что же тогда ориентироваться, чтобы понять, что важнее?
Во время онлайн-марафона мы дадим комплексное представление об особенностях подросткового взросления.
Поговорим о способах взаимодействия с подростком.
Вторая часть будет посвящен Вам, уважаемые родители!
Разговор чаще всего сосредотачивается на детях. Но ведь и вы будете адаптироваться, меняться, развиваться, и порой испытывать нешуточные психологические нагрузки.
На онлайн-марафоне мы представим взгляд на проблему готовности родителей к взрослению своего ребенка, на что обратить внимание, чтобы сохранить свою нервную систему. Наши рекомендации помогут Вам увидеть новые возможности во взаимодействии с подростком и предупредить вероятные негативные моменты.
Пятый, заключительный день онлайн-марафона, отведен для ответов на ваши вопросы и подведения итогов.
Ждём, что вы примите активное участие в онлайн-марафоне «Предотвратить – значит помочь»!
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА:
18.12.2020г.
Ответственность - волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, когда кто-то со стороны возложил на человека ответственность, и внутренние формы саморегуляции, когда человеком движет чувство ответственности, чувство долга.
Ответственность глазами подростка.
В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания подростка нормально, что за всё отвечают родители.
Картина мира подростка неполна, опыт маленький, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.
Но, ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.
‍Рассмотрим несколько правил, которые помогут подростку сформировать ответственное поведение:
1. Интересуйтесь его желаниями, целями, представлением подростка о своем будущем.
2. Порассуждать с подростком о том, что необходимо сделать для того, чтобы реализовать свое желание или ту цель, которую он хочет достичь. Возможно, при выявлении задач, цель изменится.
3. Не стремитесь вырастить послушного ребенка. Послушание - это исполнительность, а вот движение по своему плану, осознавая последствия – это уже ответственность.
4. Не сравнивайте подростка ни с другими ребятами, ни с собой в его возрасте.
5. Развивайте самостоятельность посильную возрасту. Самостоятельность состоит из трех составляющих: принятие решения, действие и осознание последствий. Давайте ребенку посильные задачи и не забывайте хвалить за любое проявление самостоятельности.
6. Подкрепляйте права обязанностями. С подростками отлично работает конструкция «Если…, то...». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.
7. ‍Разграничивайте зоны ответственности. Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. Посмотрите те пункты, которые могут влиять на вас или других домочадцев. Обсудите их с подростком.
8. Демонстрировать и обсуждать пути решения тех или иных проблем, задач.
9. Вводите санкции за безответственное поведение. Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится. Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то...», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   
10. Будьте примером. Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.
Желаем удачи! Наберитесь терпения, любите своих детей, помогайте им становиться самостоятельными и ответственными.
Вопросы можно присылать на электронный адрес: suriny@mail.ru
17.12.2020г.
Сегодня мы продолжим говорить о правовой ответственности несовершеннолетних.
Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
Гражданско-правовая ответственность - это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если несовершеннолетний причинил вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.
Если подростку нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый им вред будут нести его родители или опекуны.
Если подростку от 14 до 18 лет – он сам может возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если такового его нет или его недостаточно – возмещать опять же будут его родители.
Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности.
К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что если подросток и его родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском к ним. Пока подростку нет 18 лет, в суде по гражданским делам его интересы должны представлять родители (или опекуны), но если ему уже есть 14 лет – то суд может привлекать к участию непосредственно и самого несовершеннолетнего, если затронуты его права и интересы. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сам истец и ответчик.
! Уголовная и гражданская ответственность за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (к примеру, лишение свободы и возмещение вреда (денежная компенсация) потерпевшему. Также могут вместе наступать административная и гражданская ответственность.

Административная ответственность несовершеннолетних.
Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения.
Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются:
· Уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ).
· Мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).
· Заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).
· Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) .
· Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20. 22 КоАП РФ).
Если несовершеннолетний распивает спиртные напитки (включая пиво) или появляется в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом ему еще нет 16 лет, административную ответственность будут нести его родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употреблением вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие несовершеннолетним спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.
Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают своего ребенка (в том числе, такое возможно, если подросток совершает какие-либо антиобщественные действия, плохо учится и будет установлена вина родителей в его ненадлежащем воспитании). Административными наказаниями, в основном применяемыми к несовершеннолетним, являются предупреждение и наложение штрафа, как дополнительная мера может применяться постановка на профилактический учет.
Порядок привлечения к административной ответственности
Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних. Протокол об административном правонарушении составляет комиссия по делам несовершеннолетних или полиция. За совершение административного проступка несовершеннолетнего также могут задержать, однако здесь срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться родители подростка. Несовершеннолетний в случае задержания должен содержаться отдельно от взрослых лиц, по истечении трёх часов его должны отпустить, но если подросток прибыл в состоянии опьянения – три часа отсчитываются с момента вытрезвления.
В случае совершения административного проступка проводится административное расследование, которое может включать опрос, изъятие вещественных доказательств, документов и т. д. Затем дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и выносится постановление о назначении административного наказания.
Защиту прав несовершеннолетнего в ходе расследования и рассмотрения дела осуществляют его родители или опекуны, которые, как и сам подросток, могут читать все материалы дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника и другими правами.
Административная и уголовная ответственность за одно и то же правонарушение вместе налагаться не могут.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Уголовная ответственность - это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных правонарушений.
В соответствие со ст. 20 УК РФ уголовная ответственность лица наступает, по общему правилу, по достижении им 16-летнего возраста. Согласно ч. 2 ст. 20 УК с 14 лет ответственность наступает за некоторые преступления:
· убийство (статья 105);
· умышленное причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (статья 111, 112);
· похищение человека (статья 126);
· изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132);
· кража (статья 158);
· грабеж (статья 161);
· разбой (статья 162);
· вымогательство (статья 163);
· неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166);
· умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167);
· террористический акт (статья 205);
· захват заложника (статья 206);
· заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207);
· хулиганство (статья 213);
· вандализм (статья 214);
· хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226);
· незаконное приобретение, хищение либо вымогательство хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или аналогов (ст. 228, 229 УК РФ);
· приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).
Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причинённый вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т. д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.
Важно! К лицам, не достигшим возраста 18 лет, не применяется наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Порядок привлечения к уголовной ответственности:
Если в полицию или прокуратуру поступают сведения о совершении преступления, сначала проводится проверка этих фактов, затем, если факты подтвердились, возбуждается уголовное дело и начинается расследование. По окончании расследования дело передаётся в суд, который рассматривает дело и выносит приговор.
На стадии проверки, если несовершеннолетний может иметь отношение к преступлению, его могут опросить.
Иные меры, применяемые к несовершеннолетним
Если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достиг возраста уголовной ответственности, либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от наказания, он может быть помещён в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Это делается на основании приговора суда. Максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен – 3 года. Эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, по решению суда могут быть также временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток.
Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т. д.). Оно может применяться за грубые и неоднократные нарушения устава учреждения или совершение противоправных действий по решению администрации учреждения. Однако эта мера может применяться только к подросткам, достигшим 15 лет.

16.12.2020г.
Сегодня мы начнем разговор о тех ответственностях, к которым могут привлекаться несовершеннолетние.
Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.
Эта ответственность зависит от его возраста и тяжести совершённого проступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних. Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.
За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:
- уголовной;
- административной;
- гражданской;
- дисциплинарной.
Кроме того, несовершеннолетний решением суда, либо по собственному желанию может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.
Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, дисциплинарная ответственность может применяться к несовершеннолетнему, только если он уже работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т. д.). В соответствии со ст. 192 ТК РФ, существует три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение (несовершеннолетний может быть уволен по собственному желанию, в соответствии со ст. 269 ТК РФ – расторжение трудового договора с несовершеннолетними по инициативе работодателя.
Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Если подросток причинил вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба (В соответствии со ст. 242 ТК РФ – полная материальная ответственность несовершеннолетних наступает при умышленном причинении ущерба, а также за ущерб причиненный в состоянии алкогольного или иного опьянения, а также за ущерб причиненный в результате совершения преступления или административного проступка).
Согласно Трудовому кодексу РФ, с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. (часть третья в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 139-ФЗ)
Для несовершеннолетних обучающихся в общеобразовательных школах могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, согласно Федеральныму закону от 29.12.12 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.13г. № 185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», Уставу образовательного учреждения.
Меры дисциплинарного взыскания и порядок их применения:
За неисполнение или нарушение Устава школы, Правил внутреннего распорядка учащихся, иных локальных нормативных актов, за дисциплинарный проступок несовершеннолетнего учащегося школы решением Совета профилактики могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из школы учащихся, достигших возраста пятнадцати лет.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания, которая применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия учащегося в каникулярное время или при наличии справки из медицинского учреждения.
15.12.2020г.
Сегодня предлагаю остановиться на правах и обязанностях обучающихся.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова).
Значит права – это некие правила, законы, которые должны выполнять все люди, не зависимо взрослые это или дети. А государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, был принят ряд законодательных актов. Это:
· Конвенция ООН о правах ребенка
· Закон № 273 «Об образовании в РФ»
· Конституция Российской Федерации
· Семейный кодекс РФ
· Закон РФ «О защите прав детей»
· Уголовный кодекс РФ
· Федеральный закон РФ № 124.
Какие же права прописаны в этих документах?
Вот лишь часть из них:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Конечно, нужно не забывать, что при отстаивании своих прав, нельзя нарушать права другого человека. Кроме прав, у каждого человека, в зависимости от возраста, имеется ряд обязанностей.
Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Наверняка, в каждой семье есть те или иные обязанности у ребенка. Это помогает ему выработать самодисциплину, ответственность, а выполненные дела придают уверенности и вызывают чувство самоуважения. Кроме домашних обязанностей, существуют обязанности обучающихся, прописанных в Уставе каждой школы.
Ученик обязан:
1. Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
2. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
3. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
4. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
5. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.  
Уважаемые родители, Вы можете задать вопросы, написав на электронную почту suriny@mail.ru .
14.12.2020г.
Добрый день, уважаемые родители! Начнем наше с вами общение в онлайн-марафоне с особенностей подросткового возраста.
Подростковый возраст - это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и к своим близким, научится ли достигать желаемого и как он будет преодолевать трудности – личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.
Для того, чтобы процесс развития складывался эффективно, необходимо учитывать возрастные потребности ребенка:
1. Потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых.
2. Потребность в четких, (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на бунт и сопротивление тинейджера.
3.Потребность в развитии и обучении через жизненную практику - подросток должен получать свой жизненный опыт.
4. Потребность в интересных жизненных событиях – интерес это главный двигатель личностного развития человека.
5. Потребность в удовольствии - подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремиться к чувственному обогащению.
6. Потребность в уважении и признании – это дает уверенность в себе как ценной личности, и это ложиться в основу успеха во всех сферах его жизни.
7. Потребность в общении и в принятии сверстниками – подросток вырабатывает наиболее успешные модели поведения, которые помогают ему самоутвердиться. Стремление принадлежать к какой-либо группе настолько сильно, что подросток готов, ради признания «своим» наступить на горло даже собственному «Я».
8. Потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение.
9. Потребность в творческом самовыражении и самореализации – это сильная движущая сила в развитии подростка. Если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, то он получает: и жизненный опыт, и интерес, и уважение к самому себе, и принятие окружающих, и четкие границы, в которых ему легко жить.
10. Потребность в постановке жизненных целей. Четкое определение своего будущего вносит в жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.
Поскольку стремление удовлетворить потребность всегда создает определенное напряжение, тинейджер все время активен, открыт, гибок и готов к восприятию нового. Потребности являются колоссальным ресурсом и если их направить в определенное русло, то развитие подростка проходит успешно и к 20-21 году он становится полноценно сформированным, зрелым человеком.
Но что же делать сейчас, в период подросткового кризиса, когда прежние, привычные модели взаимодействия с ребенком и способы влияния на него вдруг перестают "работать"?
Подростки не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам помогут вам установить с ребенком тесный контакт, наладить и укрепить отношения.
Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения, когда дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждения.
Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
- ребенок убедится, что вы его слышите;
- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
В случае, если возникает проблемная ситуация, цель родителя вовлечь ребенка в процесс решения проблемы.
Действия родителя:
  • Четко и немногословно сообщить ребенку, что существует проблема, которая нуждается в решении.
  • Дать понять, что необходимо участие ребенка в ее разрешении, т.е. сотрудничество.
  • Собрать варианты решения, в том числе обязательно учитывая предложения ребенка.
  • Выбрать наиболее приемлемое решение. Предложить ребенку высказаться, какие из решений выглядят лучше, чем остальные; дать ему возможность выразить свои чувства и интересы, высказать мнение о наиболее приемлемом варианте.
  • Заключить договор, в котором прописаны обязательства каждого.

И в заключении, хочется сказать о том, ответственность за налаживание отношений в семье лежит, прежде всего, на плечах родителей. Только истинное желание изменить ситуацию и готовность прилагать к этому усилия могут гарантировать Вам положительный результат.