Экологическое образование

    Наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает в 21 веке. Человек не брал  от природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал. Поэтому сегодня наиболее остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменить свое отношение к природе и обеспечить соответствующее образование нового поколения.

    Современный этап развития российского образования предполагает, что в основу обновления  образования будут положены «ключевые компетенции», одной из которых является экологическая компетентность. Её составляющие -  экологическая культура и экологическая деятельность.

    Компетентностный подход ориентируется не только на формирование экологических знаний, но, прежде всего, на самореализацию личности в экологической деятельности, на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявлении и содействии решению экологических проблем. Поэтому формирование экологической компетентности является целостным процессом поэтапного включения учащихся в экологическую деятельность.

    Одним из направлений внеурочной деятельности в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 25» является эколого-биологическое направление.

    Цель данного направления:

    формирование личности, способной к эффективному взаимодействию с объектами окружающей среды; личности, идентифицирующей (осознание, распознание) себя как часть окружающей среды.

Достижению поставленной цели способствует реализация ряда задач.

    Задачи:

    образовательные

  • формировать знания о единстве природы, закономерностях природных явлений,  взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;
  • использовать возможности проектной технологии для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;
  • формировать исследовательские навыки;

    развивающие

  • способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, совершенствовать интеллект детей;
  • развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • формировать умения публичных выступлений;
  • способствовать  развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.

    воспитательные

  • способствовать развитию духовной потребности в общении с природой;
  • способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;
  • пробуждать в школьниках стремление и желание улучшить состояние окружающей среды, свой образ жизни.

    Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает школьное образование.

    Именно школе отводится роль содействия воспитанию обучающихся как экологически и социально ответственных и обладающих необходимыми навыками граждан, которые способны учитывать аспекты устойчивого развития в своей работе и повседневной жизни. Школа призвана просвещать обучающихся по вопросам окружающей среды и устойчивого развития, воспитывать ответственное отношение и заинтересованность, стимулировать к активному участию в практических шагах по сокращению негативного экологического воздействия на природу.

    Одним из элементов экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая. По мнению Аллана Пиза («Язык телодвижения») около 55 % информации усваивается при визуальном контакте. Поэтому зрительные образы школьной среды не могут не отразиться на здоровье и душевной организации участников образовательного процесса.

    В МАОУ СОШ №25, при финансовой поддержке социальных партнеров БФ АО «Апатит», в плане улучшения средовых условий произошли серьезные изменения: проведен капитальный ремонт коммуникационных систем, обновляется современными материалами фасад здания, ремонтируются внутренние помещения, появляется новое современное оборудование кабинетов. Происходят изменения в оформлении интерьеров классов и школы в целом: унылую цветовую гамму, негативно влияющую на психику, меняет праздничность тонов и оригинальность дизайна.

    Еще одним базовым элементом экологичной школьной среды является формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, который пронизывает все направления деятельности.

    День в нашей школе начинается с утренней зарядки, которую проводят сами ребята под руководством обученного инструктора из состава учеников. Благодаря многолетнему сотрудничество с автономной некоммерческой организацией «ДРОЗД-Балаково» реализуется программа мониторинга «Индекс физического здоровья», которая позволяет каждому ребенку и его родителю получить профессиональные рекомендации по улучшению личных физических показателей. Среди наших учеников много кандидатов в мастера спорта, победители и призеры общероссийских соревнований, чемпионы области и России.

    Таким образом, все составляющие «экологии школы», а именно: экология пространства, экология отношений, экология  деятельности, экология окружающей среды и экология человека не только создает условия для экологического развития и обучения, но и формирует экологическую культуру.